9-А клас. Російська мова


с.185 -188 –(устно), упр.319(письм.) §47 – 49. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Упр. 326 (устно.) Упр. 327(письм.) Упр.328 (А,Б) – выбрать одно (письменно). Стр. 197 – 201; упр.334 (тестовые задания письменно) Упр.336 (работа с текстом утно).


Выполните тесты по теме "Сложное предложение с разными видами связи"



Тест по русскому языку в 9 классе по теме
«Сложное предложение с разными видами связи».
1.Найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями:
(1)Он тосковал по Москве. (2)Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. (3)Хотелось толкаться и спешить. (4)Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. (5)Но больше всего тянуло Вальку к улицам. (6)Хотелось даже того, чего раньше очень не любил.(7) Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти, и ничего не видишь, кроме портфелей да продуктовых сумок. (8)Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидеть - или нос мелькнет, или хвост. 
2.Укажите количество грамматических основ в предложении:
Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные по стропилам кисти рябины, которую осенью сам собирал, сам нанизывал на веревки, а вот теперь забыл о ней.
  • 2
  • 4
  • 3
3. Укажите сложносочинённое предложение.
A) Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
B) Созданные Вахтангом Кикабидзе в кино образы стали легендарными, и их
популярность не знает границ.
C) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то ласково зовущие крики.
D) День был хоть и мартовский но ветреный неприятный.
E) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
4.Укажите номер предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью:
1.Хвост бубликом, одно ухо торчком, а другое висит. 2.Танкисты прозвали её Балериной. 3.Со своим экипажем забрались под танк, прилегла и Балерина.  4.Вот как ведь бывает, и на войне собака делала своё дело, только наград не получала.
  • 1
  • 3
  • 4
5. Укажите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх простых.
A) Река чернела, зябла, и паровые струйки перебегали всюду, и потому она
не замерзала.
B) Черёмуха душистая, развесившись, стоит, а зелень золотистая на
солнышке горит.
C) С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть, чувствую самую
жгучую, самую смертную связь.
D) Каждый язык – это не только предмет для изучения, но и живая душа
народа, его радость, боль, память, сокровище.
E) Через десяток лет наша молодёжь будет владеть казахским, русским,
английским языками, и весь мир перед нею будет открыт.
6. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом.
A) Он особое внимание обращал не на материальные ценности, а на
духовную культуру.
B) Лесной запах усиливается, и слегка повеяло тёплой сыростью.
C) Мы сейчас много говорим о правовом обществе, а Шакарим часто говорил
о становлении нравственного общества и государства.
D) Я чувствовал себя совершенно разбитым, Дерсу тоже был болен.
E) Не то туман стелется над лугом, не то мелкий дождик сеется вдали.
7. Укажите предложение с обособленным приложением.
A) Поляны усыпанные берёзовым листом были полны солнца.
B) Несмотря на усталость он очень много работал.
C) Здесь в спальне царил полный покой.
D) Он художник никогда раньше не видел такого разнообразия красок.
E) Крупные капли дождя разбивались о землю превращаясь в пыль и мельчайшие брызги.
8.Дайте полную характеристику данным предложениям:
1) Опять вышла луна, и на каменной поверхности склона появились короткие резкие тени выступов. (В. Пелевин) 2) Листьев было много, и они мягко глушили шаги, пружиня под ногами. 3) Набежавшие тучи полностью скрыли белый диск луны, и в одно мгновение на поляне потемнело.(С. Майоров) 4) Осень, и под ногами ковер из разноцветных листьев. 5) Цветы и травы покрывают зеленый холм, и никогда сюда лучи не проникают. (А. Блок)
  • Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, с сочинительным соединительным союзом
  • Повествовательное, восклицательное, простое, осложненное однородными членами с союзом и
  • Повествовательное, невосклицательное, сложное
9.Укажите номера предложений, которым соответствует схема :  (Союз   ), [   ].
1) Если кукушка закуковала, то пора сеять лен. (Пословица) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе прогуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Вдруг увидел я маленькую избушку (1) окна (2) которой (3) были наглухо заколочены (4) и двери от ветхости заросли мхом.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 4 4) 1
11.  Укажите  количество  основ  в  предложении.
Солнце  село, звезда зажглась  и  горит  в  огнистом  море  заката.
12. Определите способ подчинения придаточных (знаки препинания не расставлены).
Я хочу чтоб жили лебеди чтоб от белых стай мир добрее стал.
а) однородное подчинение;
б) параллельное подчинение;
в) последовательное подчинение;
г) с последовательным и однородным подчинением.

Сложные предложения с различными видами связи

Вариант 1

1. Сколько частей в сложном предложении?
Комната в которую мы вошли была разделена барьером и я не видел с кем говорила моя мать и кому она униженно кланялась.
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

2. Какое предложение является сложным?
1) Так(же) как и вчера на площади шумели и суетились люди.
2) Все так(же) как обычно твердым шагом двигалась статная фигура полковника.
3) Сергеев был хорошо известен выдающимися музыкальны­ми способностями его брат так(же) знаменитый музыкант.
4) Сегодня рыба клевала так(же) хорошо как и вчера.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) На этой куче кресел всегда сидели собаки и смотрели сверху на Федина, писавшего за столом (Паустовский).
2) Псы тихонько подвывали: очень уж хотелось им попасть в освещенную и теплую комнату (Паустовский).
3) В ее голосе слышалось удивление, точно ей казалось неве­роятным, что у нее тоже может быть хорошо на душе.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному предложению?
Была уже осень и даже раки которые за последнее время стали очень серьезным подспорьем в нашем хозяйстве забились в норы и не соблазнялись больше моими лягушками.
1) сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной;
2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с сочинительной и подчинительной связью:
1) Простая песня то была но в мысль она мне залегла и мне лишь сумрак настает незримый дух её поет (Лермонтов).
2) Прямо над головой небо загорелось от запоздалой молнии и в свете я увидел что впереди на берегу что-то белеет.
3) Все было ясно батальон передавался в распоряжение диви­зий.
4) Мне все прощалось все меня любили любовались мною и снисходительно смотрели на все чтобы я ни сделал.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Узкие тропинки тянулись по полям (1) пропадали в лощинках по при­горкам (2) и (3) на одной из них (4) которой в пятистах шагах впе­реди нас приходилось пересекать нашу дорогу (5) различил я какой-то поезд (Тургенев).
1)1,2,3,4,5; 2)1,2,4,5; 3)1,4,5; 4) 1,3,4,5.

7. Сколько запятых в данном предложении?
По неделе ни слова ни с кем не скажу все на камне у моря сижу и мне любо что брызги зеленой волны словно слезы мои солоны (Ахматова).
1) 2; 2) 3; 3) 4; 4) 5.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:
1) Он вышел на улицу ни одного огонька в окнах тишина.
2) После пяти часов вечера погода стала портиться с моря по­тянул туман (Арсеньев).
3) Я обратился к секундантам объявив что нынче стреляться не намерен и поединок тем и кончился (Пушкин).
4) Бояться волков быть без грибов (пословица).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами (1) и (2) мы слы­шали (3) как оно спустилось на реку недалеко от нас (Тургенев).
1)1,2,3; 2)1,3; 3) 2,3; 4)1,2.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Если сделать рукой козырек от солнца (1) и смотреть на лесную полянку (2) то нити паука бывают от солнца радужными (3) а колечки паутинной сети (4) подвешенные над поляной (5) колышутся перемещением радужного сектора (Пришвин).
1) 1,2,3,4,5; 2)2,3,4,5; 3)1,2,3; 4) 2,3.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Мне все прощалось, все меня любили, любовались мною и снисходительно смотрели на все, что я ни делал (по Л. Тол­стому).
2) Кружили чайки, и их резкие крики звучали, как будто не­смазанное колесо быстро вертелось на деревянной оси (Ве­ресаев).
3) Под ногами гремел лед, и я понимал подо мною гулкое, опасное пространство глубокой воды (Катаев).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) К вечеру пошел дождь, снег почти растаял, и хотя дорога стала еще грязнее, но все же лошадям стало легче (Ар­сеньев).
2) Печь покосилась, бревна в стенах лежали криво, и казалось, что изба сию минуту развалится (Чехов).
3)Платочек, которым она накрыла голову, сбился у нее на за­тылок и на развившихся густых прядях ее волос сверкали крупные капли дождя (Достоевский).


Сложные предложения с различными видами связи
Вариант 2
1. Сколько частей в сложном предложении?
На мой взгляд про­бел можно называть художественным если произведение отличается индивидуальностью и самобытностью если оно несет миру красоту и добро если оно воспитывает лучшие чувства у человека чье стремление к совершенству как известно безгранично и неиссякаемо1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 7.

2. Какое предложение является сложным?
1) Она рисует так (же) хорошо как и пишет стихи.
2) Вы все так (же) молоды как десять лет назад.
3)Правовые документы регулируют отношения имеющие зна­чение для интересов государства точно так (же) как и для жизнедеятельности людей.
4) Мне пришлось в воскресенье вечером остаться дома подруге так (же) не удалось пойти на спектакль.

3. Укажите сложноподчинённое предложение:
1) Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
2) Заря охватила полнеба, и на фоне зари резко отделились беловато-матовые громады гор (Л. Толстой).
3) Луна взошла сильно багровая и хмурая, звезды также хмурились.

4. Какая синтаксическая характеристика соответствует данному!
предложению?
Она тотчас же через головы шедших перед ней уви­дела его и он видел как просияло ее лицо (Л. Толстой).
1) сложное предложение с разными видами связи: сочини­тельной и подчинительной;
2) сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной;
3) бессоюзное сложное предложение;
4) сложносочинённое предложение.

5. Укажите предложение с бессоюзной и подчинительной связью;
1) Я глянул и то что увидел превысило мои ожидания (Булга­ков).
2) Хорошая книга точно смычок великого артиста касается.
моего сердца и оно поет стонет от гнева и скорби радуется если этого хочет писатель (Горький).
3) В одном углу стояла клетка с попугаем у него был такой вид как будто он каждое утро моется с мылом (Каверин).
4) На чистом подоконнике стояла герань и каждый листик так блестел точно фея начистила его зубным порошком.

6. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Темнота шумела за стенам плеском дождя (1) и (2) ударами ветер(3) и страшно было подумать о тех (4) кого (5) может быть (6) застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах (Паустовский).
1)1,2,3,4,5,6; 2)1,3,4,5,6; 3)3,4,5,6; 4) 1,2,3,4.

7. Сколько запятых в данном предложении?
Снег засыпал танк и когда танкисты чтобы дышать свежим воздухом выбирались из башни снег мгновенно покрывал их шлемы их разгоряченные потные лица (Симонов).
1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) 6.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить гире:
  1. Был уже август кое-где на березах висели первые пожел­тевшие листья.
  1. Сосна дерево долговечное иные сосны доживают до двух­сот и более лет (Асеева).
  1. Невежи судят точно так в чем толку не поймут то все у них пустяк (Крылов).
  2. За прикрытой дверью было тихо постукивали часы-ходики (Арсеньев).

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Невдалеке протекал ручей (1) но его берега не были видны (2) так как кругом стояла вода (3) и (4) границы ручья были обозначены только (5) торчащей из воды осокой (Э. Казакевич).
1) 1,2,3,4,5; 2)1,2,3,4; 3) 1,2; 4) 1,2,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Старик всегда был чем-нибудь занят (1) и (2) если не было домашней работы (3) он на дворе рубил дрова про запас (4) копал гряды (5) ухаживал за своей лошадью (Мамин-Сибиряк).
1)1,2,3,4,5; 2) 2,3,4,5; 3)1,3,4,5; 4) 3,4,5.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне, и жадно я припал к волне (Лермонтов).
2) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила, и кому униженно кланялась моя мать (Платонов).
3) Я глянул, и то, что увидел, превысило мои ожидания (Бул­гаков).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Как заколдованные богатыри поднимались стога, и, в то время как подножия их уже тонули в сизоватой мгле гус­теющих сумерек, вершины еще золотели в лучах заката (Полевой).
2) Псы тихонько подвывали: очень уж им хотелось попасть в освещённую и теплую комнату (Паустовский).
3) Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость (Л. Толстой)


Сложные предложения с различными видами связи
Вариант 3
1. Сколько частей в сложном предложении?
Я не мог понять что сделалось с сестрой она была сконфужена так что слёзы выступили у неё на глаза и что смущение её дойдя до крайней степени перешло в досаду на себя и на Катеньку которая видимо дразнила ее (Тургенев).
1) 4; 2) 5; 3) 6; 4)7.

2. Какое предложение является бессоюзным?
1) Благодарю вас за (то) что вы пригласили меня на этот спек­такль.
2) Узок круг этих революционеров страшно далеки они от народа (Ленин).
3) Они (за) то любили учителя что был он удивительным человеком.
4) Спасибо (за) то что был со мной и в горе и в радости.

3. Укажите бессоюзное предложение:
1) Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать (Ажаев).
2) За окном в ночных потемках шумела буря, какою обыкно­венно природа разражается перед грозой (Арсеньев).
3) С первым движением льда началось беспокойство: колыхалась расшатанная плотина, вода бурлила и буйствовала, гомонили утки и кулики (Грин).

4. Укажите предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью:
1) Печь покосилась бревна в стенах лежали криво и казалось что изба сию минуту развалится (Чехов).
2) Когда поднимался ветер то на поверхности озера вздулись и бежали будто торопясь мелкие короткие волны а листья ветел вдруг подергивались серебристой сединой.
3) Стоит отступить шаг и не останется ничего что бы напоми­нало о следах человека (Соколов-Микитов).
4) Потертый коврик под иконой в прохладной комнате темно и густо плющ темно-зеленый завил широкое окно (Ахма­това).

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Блеснула огненная нить (,) и густой смешанный лес мгновенно озарился светом ярко-красного пламени (Сергеев-Ценский).
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.
2) Сложноподчинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.
3) Бессоюзное предложение, перед союзом и запятая нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая нужна.

6. Какое предложение соответствует синтаксической характери­стике: сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью?
1) Во время штормов плетеные кресла с террасы свалили в ку­чу около этого окна чтобы они не намокали от брызг (Пау­стовский).
2) Солнце целый день не видно и только вечером замечаешь след его потому что долго и угрюмо рдеет мутно-красная заря в тяжелой мгле на западе (Бунин).
3) Хороша киргизская степь хорошо голубое небо которое оп­рокинулось над ней бездонным куполом (Мамин-Сибиряк).

7. Какая синтаксическая характеристика соответствует предло­жению?
Он действительно заинтересовал меня и я был очень раздосадован когда через четверть часа мы подъехали к питомнику и сторож с винтовкой за плечами сказал нам что питомник для ос­мотра закрыт (Каверин).
1) бессоюзное сложное предложение;
2) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной свя­зью;
3) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью;
4) сложноподчиненное предложение.

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Хотя день был очень хорош (1) но земля до такой степени загрязнилась (2) что колеса брички (3) захватывая ее (4) сделались скоро покрытыми ею (5) как войлоком (6) что значительно отяжелило экмпаж (Гоголь).
1)1,2,3,4,5,6; 2)1,2,5,6; 3)1,2,3,4,6.

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Когда спустились к пристани (1) уже синела над Волгой синяя летняя ночь (2) и уже много разноцветных огоньков было рассеяно по реке (3) и огни висели на мачтах (4) подбегающего (5) парохода (Бу­нин).
1)1,2,3,4,5; 2)1,2,3; 3)1,2,3,4; 4)1,2,3,5.

10. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Мне стало холодно от жалости и восторга (1) и (2) я лег (3) пото­му что был шестой час (4) и на улице кто-то уже шаркал метлою (Каверин).
1)1,2,3,4; 2)1,3,4; 3)1,3; 4) 2,3,4.

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется, что пусто, то сам виноват (Пришвин).
2) Туман таял, и уже видно было, как от самого берега тянулся к лодке зыбкий, голубовато блестевший лунный столб, и как маячили пятнышки кувшинок и лилий (Полевой).
3) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу, и вскоре дворня меня окружила (Пушкин).

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) И будет жизнь с ее насущным хлебом, с забывчивостью дня, и будет все - как будто бы под небом и не было меня! (Цветаева)
2) Матросы дружно гребли по штилевому океану, который се­ребрился под луной, и брызги воды казались бриллиантами (Станюкович).
3) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она, и где живет (Чехов).


     zinayashenko2302@gmail.com - моя электронная почта


Тема 2

Текст. Лингвистика текста. Параграфы 50-60. Упр. 348, 358, 376, 390, 400.

Тесты:


Лингвистика текста
1 вариант
1. Текст – это:
а) высказывание, состоящее из предложений, объединенных по смыслу;
б) высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершенность.

2. Часть текста, в котором предложения объединены одной микротемой называется…
а) подтемой;
б) абзацем;
в) абзацным зачином.

3. Как называется способ связи предложений в тексте, где новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором – данным в третьем и т.д.?
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) смешанная.

4. Как называется связь предложений в тексте, при которой все последующие предложения развивают мысль, выраженную в первом предложении?
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) смешанная.

5. В каком типе речи говорится о признаках предмета, лица; передается общее впечатление и отдельные признаки?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.


6. Составными частями какого типа речи являются тезис, аргументы, вывод?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.

7. Для какого типа речи характерны такие составные части: начало действия, его развитие и завершенность?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.

8.Определите стиль речи, основными видами высказывания которого являются беседы, записки, письма близким людям.
а) художественный;
б) научный;
в) публицистический;
г) разговорный;
д) официально-деловой.

9. Определите стиль речи, официальными чертами которого являются точность, логичность, доказательность, отвлеченность, некоторая сухость речи.
а) художественный;
б) научный;
в) публицистический;
г) разговорный;
д) официально-деловой.

10. Определите, к какому стилю относится текст. Назовите его характерные признаки.
Ярко выраженные свойства лития сменяются менее «металлическим» бериллием. Следующий в порядке увеличения атомного веса бор проявляет металлические свойства совсем в малой степени.

Лингвистика текста
2 вариант
1. Высказывание из нескольких предложений, которое имеет смысловую и структурную завершенность – это
а) текст;
б) подтема;
в) абзацный зачин.

2. Микротема – это
а) идея, заключенная в первом абзаце;
б) «малая тема», одно из слагаемых текста.

3. Как называется связь предложений в тексте, при которой все последующие предложения развивают мысль, выраженную в первом предложении?
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) смешанная.

4. Как называется тип связи, который основывается на параллельном и последовательном соединении частей, объединенных общим заданием: раскрыть главную мысль текста?
а) цепная связь;
б) параллельная;
в) смешанная.

5. В каком типе речи дается характеристика предмета, человека, явления посредством указания на их признаки?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.


6. Для какого типа речи характерны такие составные части: начало действия, его развитие и завершенность?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.

7. Какой тип речи имеет схему, состоящую из трех частей: четко сформулированная основная мысль – доказательства – обобщение (вывод)?
а) описание;
б) повествование;
в) рассуждение.

8. Определите стиль речи, основными видами высказывания которого являются законы, договоры, документы, отчеты и т.п.
а) художественный;
б) научный;
в) публицистический;
г) разговорный;
д) официально-деловой.

9. Чертами какого стиля являются эмоциональность, непринужденность, отсутствие предварительного обдумывания?
а) художественный;
б) научный;
в) публицистический;
г) разговорный;
д) официально-деловой.

10. Определите, к какому типу речи относится текст. Назовите его характерные признаки.
Хороши такие летние туманные дни… Над вами, кругом вас – всюду туман… Но вот ветер слегка шевельнется – клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся, пар, золотисто-желтый луч ворвутся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрется в рощу – и вот опять все заволоклось…

 Задания 1-12 имеют по четыре варианты ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.
1. Текст - это:
А группа предложений, объединенных грамматическим и смысловым связью, выражающих мнение свободнее и полнее по сравнению с предложением;
Бы высказывание, которое состоит из нескольких предложений и имеет определенную смысловую и структурную завершенность;
В использование выразительных средств языка в процессе конкретного говорение, происходящее в звуковой или письменной форме;
Г разновидность литературного языка, что обслуживает определенную сферу общественной жизни.

2. Типы речи существуют такие:
А рассказ, описание, рассуждение;
Бы рассказ, описание, повествование, повесть;
В рассказ, повесть, роман, сказка;
Г заявление, объявление, протокол, расписка.

3. Высказывания «Статья 48. Каждый имеет право па достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, что включает достаточное питание, одежду, жилище (Конституция Украины)» относится к:
А научного стиля;
Бы художественного стиля;
В публицистического стиля;
Г официально-делового стиля.

4. Тема текста - это:
А цель текста, ради которой его создано;
Бы то, о чем говорится в тексте, кратко выражен содержание;
В совокупность выразительных средств;
Г стилистические средства.

5. Абзацем называют:
А тему текста;
Бы главную мысль текста;
В часть текста от одного отступа к другой, в которой раскрывается содержание темы;
Г часть текста, которая несет наибольшую эмоциональную нагрузку.

6. План текста помогает:
А выразить мысли последовательно, не пропуская чего-то важного;
Бы выяснить неизвестное;
В выяснить главную мысль текста;
Г выражать мысли в художественном стиле.

7. С точки зрения актуального членения можно выделить:
А второстепенные члены предложения;
Бы вступление, главную часть, окончания;
В подлежащее и сказуемое;
Г данное и новое.

8. Основное сообщение в предложении содержится:
А в новом;
Бы в присудкові;
В данном;
Г в обстоятельстве.

9. Помогают избегать повторов в тексте:
А антонимы;
Бы синонимы;
В омонимы;
Г пароніми.

10. Рассказ состоит:
А из зачина, основной части, конечности;
Бы с тезиса, аргументов, вывода;
Из темы, цели, плана;
Г с описания общего вида и описания отдельных частей.

11. К видам описания относятся:
А сообщение, заявление, объявление;
Б индуктивный и дедуктивный;
В пейзаж, портрет, интерьер;
Г аналитический и синтетический.

12. Охарактеризуйте выделенные в тексте языковые средства міжфразового связи:
А синонимы;
Б контекстные синонимы;
В тематически близкие группы слов;
Г соответствие временных форм.
Вечерело. Голубое небо словно оперезалося широким розовым поясом. Цвели яблони, тихое луч дышало замечательными благовониями. В последнем лучах солнца играла мелкая мушва и, как сетка, мелькала перед глазами. Гудели хрущи и летали, как пули. Высыпала па улицу детвора и пробудила толпу криком и звонким смехом (Г. Коцюбинский).


Итоговая контрольная работа

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

а) прОцент
б) экспЕрт
в) занЯл
г) Оптовый

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) положи на полку
б) несколько яблок
в) более лучший ответ
г) семьюдесятью процентами

3. Косвенная речь представляет собой:

а) простое предложение
б) простое осложненное предложение
в) простое распространенное предложение
г) сложное предложение

4. Какой схемы предложения с прямой речью не существует?

а) А: "П."
б) "П," - а.
в) "П, - а, - п."
г) "П, - а. - П - а." 

5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) длиннее
б) до двухтысячи пятого года
в) заморозков
г) на обоих берегах

6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:
     
       Завоевав Британские острова,

а)  устраивались встречи по футболу между завоевателями - римлянами и британцами.
б) римляне научили коренных жителей играть в футбол.
в) британцами была освоена игра в футбол.
г) вместе с римскими воинами туда проник и футбол.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподченённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным   причастным оборотом?

а) Из заграничной поездки Тургеневы вернулись в материнское имение Спасское-Лутовиново, которое находилось недалеко от Москвы.
б) Доверься врачу, который приготовит тебе это лекарство.
в) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия Солнца.
г) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в        огромных великанов.

8. В каком ряду во всех числительных нужно писать Ь?

а) пять(?)десят, сем(?)сот, дев(?)яносто
б) сем(?)десят,  восем(?), шест(?)сот
в) сем(?), пят(?)сот, милл(?)ион
г) десят(?), восем(?)сот, двес(?)ти

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) ра...ширять, не...держанность, бе...человечный
б) пре...беречь, пр...ображение, пр...градить
в) об...ём, в...ётся, под...ехать
г) з...ночевать, не...бозримый, з...головок

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

      Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

а) 1
б) 2, 1
в) 3, 4
г) 1, 2, 3, 4

11. В каком варианте ответов правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны    стоять запятые?

          Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

а) 1
б) 2
в) 1,3
г)  2,3

12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

            Находясь в пути,

а) мне приснился сон.
б) всегда думаешь о доме.
в) нам приносили свежие газеты.
г) всегда вспоминается дом.


Комментариев нет:

Отправить комментарий